?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Как и на любой войне с обеих сторон идёт пропаганда о событиях на фронте. При этом СМИ белорусской стороны выглядят более правдивыми. Со стороны российских СМИ идёт практически сплошная дезинформация. И это уже имеет очень давнюю историю - с 2004 года, когда Белоруссия впервые подверглась "газовой атаке". Тогда "Газпромом" были впервые нарушены договорённости о ценах на поставки газа в Белоруссию. Белоруссия в разгар зимы осталась без газа и к газовой блокаде присоединился Чубайс прекратив поставки электроэнергии. Блокада Белоруссии тогда закончилась победой белорусов. Этот народ вообще упрямый - даже в период немецкой оккупации целые районы Белоруссии оставались под контролем партизан, в то время как соседняя Украина отнеслась к оккупации вполне "толерантно". Теперь Белоруссия не отдаёт "Газпрому" "Белтрансгаз" и блокада 2004 года не помогла. Да и не могла помочь, ведь большая часть газа в Европу идёт через Белоруссию. Европа эту блокаду несмотря на более тёплый климат долго не выдержит. Не может же "Газпром" плевать на Европу? С той же Германией "Газпром" очень хочет дружить. Желание понятное - там делают неплохие автомобили. Хотя белорусы в этом деле тоже мастера. Просто в другом классе. В сверхтяжёлом. Обычный народ в них не ездит. Но вернёмся к конфликту. О чём же не пишут наши СМИ?

Во-первых, Лукашенко не добивается тут каких-то особых привелегий для Белоруссии. Он добивается единых с Россией цен на газ. В рамках договорённостей о создании единого экономического пространства Союзного государства. В частности статья 23 Союзного договора гласит:

"В Союзном государстве осуществляется единая политика в области ценообразования, включая вопросы регулирования цен и тарифов."


Согласно договору, который был ратифицирован 2 января 2000 года, цены на газ для Белоруссии должны соответствовать цене на газ для Смоленской области РФ. Договор вступил в силу с момента обмена ратификационными грамотами. "Газпром" начал нарушать доворённости в 2004 году, когда не подписавшая контракты по завышенным ценам Белоруссия была отключена не несколько дней от газа. После этого началась "газовая война", целью которой является приватизация "Белтрансгаза" - основное требование "Газпрома". В СМИ игнорируется существование Союзного государства, предполагается, что торговые отношения с Белорусью должны строиться как с любым другим государством. Отсюда и все измышления насчёт желания Лукашенко получить газ подешёвке. С 2000 года мы живём в едином Союзном государстве. И внутри этого государства должны быть единые тарифы.

В качестве справки:
"Сегодня стоимость 1 тыс. куб. м газа в России составляет около 40 долл., тогда как в Европе "Газпром" продает газ в среднем по 230 долл. за 1 тыс. куб. м. Чистая прибыль "Газпрома" за 2005 г. составила 203,44 млрд руб. Однако уже только за первый квартал 2006 г. компания получила 113,2 млрд руб. чистой прибыли, что более чем в два раза больше показателя за аналогичный период прошлого года."

"Сейчас Белоруссия покупает у “Газпрома” газ по самой низкой цене за пределами России — $46,68 за 1000 куб. м. Этих условий Минск добился в 2002 г., заключив с Россией межправительственное соглашение. В обмен на льготные цены Белоруссия обязалась создать СП с “Газпромом” для управления ее трубопроводами."

Вторая цитата уже содержит ложь, которая заключается в выражении "в обмен на льготные условия". Как понятно из текста союзного договора цены должны быть не "льготными", а едиными. И если быть конкретным, то соответствовать ценам Смоленской области, о чём иногда в СМИ упоминают как "необоснованные требования Минска". Потребовав за газ цены выше внутрироссийских в несколько раз "Газпром" тем самым нарушил Союзный договор. Который, кстати говоря, в своих основных частях выполняется - заключён таможенный союз, созданы союзные органы власти, законодательства двух стран приводятся в соответствие с договором. Этот процесс достаточно успешно идёт уже 6 лет и только стремление "Газпрома" захватить под свой полный контроль Белтрансгаз может сорвать реальное создание союза.

Во-вторых, Лукашенко вполне справедливо отвечает на повышение цены на газ повышением цены за его транспортировку. Если уж Газпром ведёт себя так "рыночно", то что мешает белорусам самим поиграть в рынок? Чего добилась Россия нарушая подписанный договор? Белоруссия - крупнейший транспортный корридор между Россией и Европой и Белоруссия вполне вправе использовать это своё положение. Россия использует свою природную монополию на газ, Белоруссия - на его транзит. Россия повышает цену на газ, Белоруссия - за транзит. Кому выгодна ссора? Кому угодно, но только не России и Белоруссии. Может в этом и причина?

В 2004 году после неудачной блокады Белорусии "Газпрому" пришлось платить больше за транзит газа - цена повысилась с 16 рублей до 0,75 доллара. Результат нынешней атаки Газпрома аналогичен - цена транзита повысилась до 1,45 доллара за тысячу кубометров на 100 километров. Лукашенко так и обещал - цена транзита будет зависеть от цены на газ. Что писали по этому поводу СМИ?

"Заявление Белоруссии об отсутствии контракта на транзит российского газа через территорию республики - не более чем "стремление выдать желаемое за действительное". Такое мнение высказал сегодня президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль. "У России с Белоруссией есть транзитный контракт, и он действует до 2010 года", - пояснил специалист."

"Специалист" забыл, что каждый год этот договор перезаключается. В соответствии с договорённостями по ценам на газ. Перезаключился и на этот раз. Транзит остаётся козырем Белоруссии и желание Газпрома вырвать этот козырь завладев "Белтрансгазом" тут становится понятным.

Но не только газ стал причиной раздрая в отношениях с Белорусью. Есть ещё и нефть. Нефтепровод "Дружба". Вместе с повышением цен на газ Москва вдруг ввела пошлину на экспорт нефти в Белоруссию. В Таможенном союзе такого не должно быть. Но вот ввела. Конечно, причиной тут называется экспорт нефтепродуктов из Белоруссии в Европу. Белоруссия немало на этом зарабатывает. Но именно зарабатывает - перерабатывает нефть на своих нефтеперерабатывающих предприятиях. Казалось бы имеет право. Экспортная пошлина шла в белорусский бюджет. Возможно её надо было бы делить между российским и белорусским бюджетами. А ещё более правильно было бы пустить её в общий, союзный бюджет, который, кстати тоже существует. Раз уж конечный продукт является плодом общего труда. Вообще, раз уж был введён Таможенный союз, то надо было бы и распределить как-то доходы бюджетов от таможенных пошлин. Безотносительно товара. Иначе это в любом случае грозило стать причиной конфликтов. И стало ею. Белорусия в ответ (об этом СМИ предпочитают молчать) на введение пошлин Россией ввела пошлины за транзит нефти. Россия ввела пошлину 180 долларов за тонну экспортируемой в Белоруссию нефти, а Белоруссия наложила свои 45 долларов за тонну транзитной. "Транснефть" не согласилась платить. Белоруссия начала отбор нефти. Вайншток закрыл кран. Венгрия начала использовать стратегические запасы нефти. Остальная Европа насторожилась...

На данный момент конфликт рассасывается - Белоруссия отменила свои пошлины, а кран опять открыт. Тем не менее для спокойствия причин нет. Действия России очевидным образом нарушают Союзный договор. Депутаты союзного парламента обратились к главам правительств и президентам России и Белоруссии с предостережением о возможном разрыве союзных отношений и с предложением незамедлительной нормализации отношений. Они считают необходимым "провести в самое ближайшее время внеочередное заседание Высшего Государственного Совета Союзного государства для снятия возникших проблем и принятия конкретных шагов, обеспечивающих эффективное взаимодействие экономик наших государств". Пожалуй в этом действительно назрела необходимость. А главное принять наконец Конституционный Акт и провести референдум. А не "кудрить людям мозги" постоянными таможенными конфликтами.

Comments

kaganov
14 янв, 2007 13:38 (UTC)
Это соглашение было и оно работало. До тех пор, пока Россия не потребовала настолько много, что белорусские НПЗ перестали быть рентабельными.

Не совсем так. Соглашение-то было, да вот только Белоруссия решила, что на него можно преспокойно забить, и по нему ничего не платила. Наконец России эта наглость надоела. А теперь пусть только попробуют не заплатить, сразу пошлину получат мало не покажется!
malchish_org
15 янв, 2007 05:34 (UTC)
Поправлюсь. Соглашение было подписано ещё 12 мая 1995 года. Соглашение предполагало, что пошлины на экспорт нефтепродуктов из Белоруссии, получаемые белорусским бюджетом, будут делиться между бюджетами двух стран. Пропорция раздела не оговаривалась – последний вариант, предлагавшийся 24 ноября рабочей группой МЭРТа и Минфина РФ, предусматривал передачу России 85% собранных пошлин и оставление в белорусском бюджете 15% пошлин. Белорусская сторона отказалась согласовывать порядок раздела на уровне министерств, и понятно почему - такая пропорция раздела пошлины явно несправедлива. Продукты обработки нефти являются уже новым товаром, произведённым на территории Белоруссии. Почему более половины от пошлины должна получать Россия? У Вас есть какие-то доводы по этому поводу?

Вообще, какая тут должна быть логика? Ведь так можно пытаться заставить платить нам те страны, что экспортируют автомобили, сделанные из российского металла. Вы такую практику в мире встречали?
kaganov
15 янв, 2007 07:23 (UTC)
Почему более половины от пошлины должна получать Россия? У Вас есть какие-то доводы по этому поводу?


Да логика очень простая. Белоруссия покупала у нас нефть а) по льготной цене и б) без пошлины. Перерабатывала её и продавала по мировым ценам и с пошлиной, зарабатывая тем самым за наш счёт. Поэтому Россия и установила такую пропорцию.

Вообще, какая тут должна быть логика? Ведь так можно пытаться заставить платить нам те страны, что экспортируют автомобили, сделанные из российского металла. Вы такую практику в мире встречали?


НЕт, не встречал. Потому что там, где появляются всякие льготы, всё сразу начинает идти криво. Причина именно в льготных ценах и в беспошлинном ввозе. Купили бы у нас, как все прочие, по мировым ценам и с пошлиной - всё было бы нормально, нефть ваша, делайте с ней что хотите, хоть жгите. :) Но фактически продавать наши льготы - это уже полное хамство. Странно, что Россия его так долго терпела, давно пора было прекратить это сидение на нашей шее и болтание ножками. :)

malchish_org
15 янв, 2007 08:11 (UTC)
"Да логика очень простая. Белоруссия покупала у нас нефть а) по льготной цене и б) без пошлины. Перерабатывала её и продавала по мировым ценам и с пошлиной, зарабатывая тем самым за наш счёт."

Логика дурацкая. Точнее её просто нет. Речь не идёт о реэкспорте. Речь идёт о продаже совершенно нового товара, произведённого на территории Белоруссии из российского сырья. И она ВПРАВЕ брать за него СВОЮ эспортную пошлину. Вы не поняли аналогию с автомобилем?

И не может идти речи о каких-то "льготных" ценах на нефтяное сырё. Цена единая. Согласно договору. Приведите внутренние цены в соответствии с общемировыми и никаких "льгот" не останется.

Другое дело, что доходы бюджетов от экспорта нефтепродуктов должны были бы как-то делится. В соответствии со вкладом. Чего в цене бензина больше - стоимости сырья или работы по переработке? Сравните стоимости сырья и продуктов переработки. В мировых ценах. Так справедливы ли будут требования Минфина РФ о 85%?
kaganov
15 янв, 2007 08:36 (UTC)
Речь идёт о продаже совершенно нового товара, произведённого на территории Белоруссии из российского сырья. И она ВПРАВЕ брать за него СВОЮ эспортную пошлину. Вы не поняли аналогию с автомобилем?

Понял. Отвечу в рамках этой аналогии. Если я куплю автомобиль без колпаков и отдельно колпаки, потом одену колпаки на автомобиль, это будет тоже "совершенно новый товар"?

А теперь другая аналогия. Есть бесплатная столовая для бомжей. Там кроме прочего есть хлеб. И вот один хитрый бомж повадился в этой столовой набивать полные карманы хлеба, а потом продавать его. Администрация столовой об этом узнала и дала ему пинка под зад. Надеюсь, теперь всё понятно? Если нет, то вряд ли я сумею объяснить...

А про союзный договор больше не надо, это даже не смешно. Белоруссия его перестала соблюдать давным-давно, естественно, что теперь и Россия тоже его не соблюдает. Мы теперь, к счастью, просто две независимые суверенные страны, и ничего больше. Так что белорусам пора привыкать к мысли, что за чужой счёт они больше жить не смогут, как ни обидно...
malchish_org
15 янв, 2007 08:58 (UTC)
Прежде чем молоть чушь про бомжа и колпаки для автомобиля, Вам следовало бы сравнить цену сырой нефти и бензина. Как я Вам советовал. Какова доля стоимости сырой нефти в тонне бензина? Мне за Вас посчитать? Лукашенко не продаёт нефть. И бензин не продаёт. Его продают российские же нефтяные компании, переработав нефть на белорусских заводах. И разговор тут идёт лишь о балансе пошлин.

А насчёт Союза, то как бы того не хотелось врагам России и Белоруссии, Союз был, есть, и я надеюсь будет.

the_lb
15 янв, 2007 09:14 (UTC)
Цена сырой нефти - $350/т, цена бензина на мировом рынке - ок. $500-600/т (ибо это значительно ниже цены на заправке), при этом из нефти делается еще и мазут по $300/т.

В то же время цена автомобиля - от $10000/т, цена металла в нем - ок. $400-500/т
malchish_org
15 янв, 2007 10:04 (UTC)
"Цена сырой нефти - $350/т, цена бензина на мировом рынке - ок. $500-600/т (ибо это значительно ниже цены на заправке), при этом из нефти делается еще и мазут по $300/т."

Ну вот мы и вывели формулу, по которой должна была делится экспортная пошлина на нефтепродукты. Наверное она отличается от той, которую требовал Минфин РФ (85%)?
the_lb
15 янв, 2007 12:15 (UTC)
В себестоимости бензина - 90%+ стоимость нефти - ибо кроме того, сколько нефти надо на тонну бензина, в себестоимость его производства входят энергозатраты на перегонку нефти, крекинг, риформинг - они тоже не совсем белоруского происхождения, так как для этих целей напрямую используется либо мазут из той же нефти либо российский природный газ.
malchish_org
15 янв, 2007 12:52 (UTC)
А сколько деталей белорусских НПЗ изготовлено в России? Кашмарррр!
kaganov
16 янв, 2007 07:01 (UTC)
А, я понял, Вы живёте в какой-то параллельной Вселенной. И там у вас бензин продают российские компании, а в моей Вселенной - именно Белоруссия. И у вас там "Союз был, есть, и будет". А в моей Союз и правда был (Советский, до 1991 года), но сейчас его нет, и не будет (по крайней мере пока у России адекватный президент, а у Белоруссии неадекватный). Потому что, как я уже писал, адекватный российский президент никогда не согласится на равноправный союз, а неадекватный белорусский никогда не согласится на поглощение.
malchish_org
16 янв, 2007 10:14 (UTC)
Цитата:
"Прямой экспорт российской нефти через Белоруссию в ЕС не распространен: практически вся поставленная нефть перерабатывается на двух НПЗ Белоруссии и далее экспортируется. При этом экспортная пошлина на нефтепродукты в Белоруссии всегда ниже, чем в России,– сейчас она составляет $75,8 за тонну легких дистиллятов и газойлей против пошлин в $134 за тонну той же продукции при экспорте из России.

По словам главы Минпромэнерго Виктора Христенко, "все нефтяные компании России, чтобы избежать избыточного налогообложения в России, расталкивая друг друга локтями, устремились в этот офшор". По данным "Интерфакса", в структуре поставщиков на долю "Сургутнефтегаза" приходится почти 30% поставок нефти в Белоруссию, "Роснефти" – 25%, "Сибнефти" – 13%, ЛУКОЙЛа – 11%, "Славнефти" – 10%, "Русснефти" – 6,5%, прочих поставщиков – 4,5%. Всего в год, по данным МЭРТ РФ, на белорусских НПЗ перерабатывается от 20 млн до 22 млн тонн нефти."
http://bsdp.org/?q=en/comment/reply/2335

Про "белорусский оффшор" для Российских компаний не слышали? Ну в "вашей вселенной" и про подписанный в 2000 году Сюзный договор тоже не знают. И про военное сотрудничество, про Таможенный союз, про 35 программ финансируемых из союзного бюджета не слышали?

Наберите поиск в интернете на слова "белорусский офшор", думаю, что узнаете много нового...