?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Как и на любой войне с обеих сторон идёт пропаганда о событиях на фронте. При этом СМИ белорусской стороны выглядят более правдивыми. Со стороны российских СМИ идёт практически сплошная дезинформация. И это уже имеет очень давнюю историю - с 2004 года, когда Белоруссия впервые подверглась "газовой атаке". Тогда "Газпромом" были впервые нарушены договорённости о ценах на поставки газа в Белоруссию. Белоруссия в разгар зимы осталась без газа и к газовой блокаде присоединился Чубайс прекратив поставки электроэнергии. Блокада Белоруссии тогда закончилась победой белорусов. Этот народ вообще упрямый - даже в период немецкой оккупации целые районы Белоруссии оставались под контролем партизан, в то время как соседняя Украина отнеслась к оккупации вполне "толерантно". Теперь Белоруссия не отдаёт "Газпрому" "Белтрансгаз" и блокада 2004 года не помогла. Да и не могла помочь, ведь большая часть газа в Европу идёт через Белоруссию. Европа эту блокаду несмотря на более тёплый климат долго не выдержит. Не может же "Газпром" плевать на Европу? С той же Германией "Газпром" очень хочет дружить. Желание понятное - там делают неплохие автомобили. Хотя белорусы в этом деле тоже мастера. Просто в другом классе. В сверхтяжёлом. Обычный народ в них не ездит. Но вернёмся к конфликту. О чём же не пишут наши СМИ?

Во-первых, Лукашенко не добивается тут каких-то особых привелегий для Белоруссии. Он добивается единых с Россией цен на газ. В рамках договорённостей о создании единого экономического пространства Союзного государства. В частности статья 23 Союзного договора гласит:

"В Союзном государстве осуществляется единая политика в области ценообразования, включая вопросы регулирования цен и тарифов."


Согласно договору, который был ратифицирован 2 января 2000 года, цены на газ для Белоруссии должны соответствовать цене на газ для Смоленской области РФ. Договор вступил в силу с момента обмена ратификационными грамотами. "Газпром" начал нарушать доворённости в 2004 году, когда не подписавшая контракты по завышенным ценам Белоруссия была отключена не несколько дней от газа. После этого началась "газовая война", целью которой является приватизация "Белтрансгаза" - основное требование "Газпрома". В СМИ игнорируется существование Союзного государства, предполагается, что торговые отношения с Белорусью должны строиться как с любым другим государством. Отсюда и все измышления насчёт желания Лукашенко получить газ подешёвке. С 2000 года мы живём в едином Союзном государстве. И внутри этого государства должны быть единые тарифы.

В качестве справки:
"Сегодня стоимость 1 тыс. куб. м газа в России составляет около 40 долл., тогда как в Европе "Газпром" продает газ в среднем по 230 долл. за 1 тыс. куб. м. Чистая прибыль "Газпрома" за 2005 г. составила 203,44 млрд руб. Однако уже только за первый квартал 2006 г. компания получила 113,2 млрд руб. чистой прибыли, что более чем в два раза больше показателя за аналогичный период прошлого года."

"Сейчас Белоруссия покупает у “Газпрома” газ по самой низкой цене за пределами России — $46,68 за 1000 куб. м. Этих условий Минск добился в 2002 г., заключив с Россией межправительственное соглашение. В обмен на льготные цены Белоруссия обязалась создать СП с “Газпромом” для управления ее трубопроводами."

Вторая цитата уже содержит ложь, которая заключается в выражении "в обмен на льготные условия". Как понятно из текста союзного договора цены должны быть не "льготными", а едиными. И если быть конкретным, то соответствовать ценам Смоленской области, о чём иногда в СМИ упоминают как "необоснованные требования Минска". Потребовав за газ цены выше внутрироссийских в несколько раз "Газпром" тем самым нарушил Союзный договор. Который, кстати говоря, в своих основных частях выполняется - заключён таможенный союз, созданы союзные органы власти, законодательства двух стран приводятся в соответствие с договором. Этот процесс достаточно успешно идёт уже 6 лет и только стремление "Газпрома" захватить под свой полный контроль Белтрансгаз может сорвать реальное создание союза.

Во-вторых, Лукашенко вполне справедливо отвечает на повышение цены на газ повышением цены за его транспортировку. Если уж Газпром ведёт себя так "рыночно", то что мешает белорусам самим поиграть в рынок? Чего добилась Россия нарушая подписанный договор? Белоруссия - крупнейший транспортный корридор между Россией и Европой и Белоруссия вполне вправе использовать это своё положение. Россия использует свою природную монополию на газ, Белоруссия - на его транзит. Россия повышает цену на газ, Белоруссия - за транзит. Кому выгодна ссора? Кому угодно, но только не России и Белоруссии. Может в этом и причина?

В 2004 году после неудачной блокады Белорусии "Газпрому" пришлось платить больше за транзит газа - цена повысилась с 16 рублей до 0,75 доллара. Результат нынешней атаки Газпрома аналогичен - цена транзита повысилась до 1,45 доллара за тысячу кубометров на 100 километров. Лукашенко так и обещал - цена транзита будет зависеть от цены на газ. Что писали по этому поводу СМИ?

"Заявление Белоруссии об отсутствии контракта на транзит российского газа через территорию республики - не более чем "стремление выдать желаемое за действительное". Такое мнение высказал сегодня президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль. "У России с Белоруссией есть транзитный контракт, и он действует до 2010 года", - пояснил специалист."

"Специалист" забыл, что каждый год этот договор перезаключается. В соответствии с договорённостями по ценам на газ. Перезаключился и на этот раз. Транзит остаётся козырем Белоруссии и желание Газпрома вырвать этот козырь завладев "Белтрансгазом" тут становится понятным.

Но не только газ стал причиной раздрая в отношениях с Белорусью. Есть ещё и нефть. Нефтепровод "Дружба". Вместе с повышением цен на газ Москва вдруг ввела пошлину на экспорт нефти в Белоруссию. В Таможенном союзе такого не должно быть. Но вот ввела. Конечно, причиной тут называется экспорт нефтепродуктов из Белоруссии в Европу. Белоруссия немало на этом зарабатывает. Но именно зарабатывает - перерабатывает нефть на своих нефтеперерабатывающих предприятиях. Казалось бы имеет право. Экспортная пошлина шла в белорусский бюджет. Возможно её надо было бы делить между российским и белорусским бюджетами. А ещё более правильно было бы пустить её в общий, союзный бюджет, который, кстати тоже существует. Раз уж конечный продукт является плодом общего труда. Вообще, раз уж был введён Таможенный союз, то надо было бы и распределить как-то доходы бюджетов от таможенных пошлин. Безотносительно товара. Иначе это в любом случае грозило стать причиной конфликтов. И стало ею. Белорусия в ответ (об этом СМИ предпочитают молчать) на введение пошлин Россией ввела пошлины за транзит нефти. Россия ввела пошлину 180 долларов за тонну экспортируемой в Белоруссию нефти, а Белоруссия наложила свои 45 долларов за тонну транзитной. "Транснефть" не согласилась платить. Белоруссия начала отбор нефти. Вайншток закрыл кран. Венгрия начала использовать стратегические запасы нефти. Остальная Европа насторожилась...

На данный момент конфликт рассасывается - Белоруссия отменила свои пошлины, а кран опять открыт. Тем не менее для спокойствия причин нет. Действия России очевидным образом нарушают Союзный договор. Депутаты союзного парламента обратились к главам правительств и президентам России и Белоруссии с предостережением о возможном разрыве союзных отношений и с предложением незамедлительной нормализации отношений. Они считают необходимым "провести в самое ближайшее время внеочередное заседание Высшего Государственного Совета Союзного государства для снятия возникших проблем и принятия конкретных шагов, обеспечивающих эффективное взаимодействие экономик наших государств". Пожалуй в этом действительно назрела необходимость. А главное принять наконец Конституционный Акт и провести референдум. А не "кудрить людям мозги" постоянными таможенными конфликтами.

Comments

malchish_org
11 янв, 2007 18:22 (UTC)
Кстати. Если 70% Белозов идёт в Россию, и при этом Белаз занимает 30% рынка, то это значит, что Россия от мирового рынка потребляет около 20%. Что в этом невероятного?
the_lb
12 янв, 2007 09:28 (UTC)
20% Россия занимала бы, если бы на ее территории продавались только БелАЗы. Я отдаю 30% на долю остальных 5 производителей.
malchish_org
12 янв, 2007 10:58 (UTC)
А почему 30% а не все 100%? К вам есть совершенно справедливые претензии - вы делаете заявления без чётких знаний о ситуации. Без конкретных данных. Да, в моём предположении Россия использует только Белазы. Но насколько моё предположение далеко от правды вы тоже не можете утверждать. Можно например сказать, что Россия потребляет до 25% всех большегрузов, где 20% - Белазы и 5% - другие. Это четверть парка. Вас такой расклад устроит? На самом же деле я не думаю, что в России используется более 10% машин каких-то иных фирм, чем Белаз. Деньги все считают, а Белазы значительно дешевле, да и производитель рядом, и говорит по-русски. Проблем с обслуживанием нет. Кто решится брать Камацу? Только с откатом.

У меня нет основания сомневаться в тех данных, которые я привёл в ссылках. И если Вы всё же сомневаетесь - приведите хоть какую-то конкретную цифру (и ссылку!), которая бы позволила усомнится.

А насчёт алмазов, так я лишь предположил, что мы МОЖЕМ занимать половину рынка. Я это НЕ утверждал. И привёл в качестве довода то, что Россия занимает первое место по добыче. И Вы тут оказались правы:

"АК «АЛРОСА» в 2005 году реализовала алмазов на сумму более 3,1 млрд. долларов, увеличив свою долю на мировом рынке алмазов с 18% до 25%, заявил президент компании Александр Ничипорук на собрании хозяйственного актива «АЛРОСА» в Мирном (республика Якутия)."
http://www.moscow-diamond-bourse.ru/ru/news.xsp?id=148

Возвращаясь же к "Белазам", можно лишь сказать, что занимая четверть рынка по добыче алмазов, Россия вполне может и потреблять четверть рынка большегрузных самосвалов. Не так ли? :)
Хотя, конечно, нужно учитывать использование большегрузов и в других добывающих отраслях (в которых мы тоже в первых строчках). Можете исследовать этот вопрос подробнее, если есть желание. Это даже интересно.
the_lb
12 янв, 2007 13:42 (UTC)
Пока немного информации о доле России в добыче основных твердых полезных искомпаемых:

Бокситы - 3% (от 150 млн.т.)
Уголь - менее 7% (совокупная добыча - 4500 млн. т.)
Железная руда - 8% (от 1200 млн.т.)
Цемент - 2% (от 2000 млн.т.)
Медь - 5%
Алмазы - 25%
Фосфаты - 6,6% (от 128 млн. т.)
Калийные соли - 18% (от 27 млн. т.)
Нивелевые руды - 22% (от 5-6 млн. т.)

То есть видно, что 90% от добычи твердых ПИ - уголь, ЖР и стройматериалы, по ним мы занимаем где-то 6% в совокупности, что коррелирует с остальными - ибо пики по никелю и алмазом компенсируются провалом по превосходящим их в объемах бокситам. И если на эти 6% добычи надо не менее 21% производства карьерных самосвалов -я прямо даже и не знаю, что тогда делать с нашими добывающими отраслями.
malchish_org
12 янв, 2007 15:41 (UTC)
Вы много чего ещё не указали в списке. Десяток различных руд. НО что самое важное - даже если по отдельным рудам Россия будет занимать 2-3%, то в сумме по общей добыче полезных ископаемых может получится (и скорее всего получится) 20-25%. Россия очень богатая страна в этом плане и мне встречались данные, что около четверти всех ПИ добываются в России. То есть надо суммировать объёмы добычи, а потом уже определять их процент от общемирового. Это трудно.

А насчёт 30% Белаза от рынка самосвалов в интернете очень много ссылок. Ищите сами. Неужели все врут?
the_lb
15 янв, 2007 09:08 (UTC)
У нас хорошая доля по нефти и газу. за счет них - значительная доля в среднем, но на рынок САМОСВАЛОВ это не влияет. Все остальные данные, которые Вы могли видеть - ура-патриотическая бравада (например использование данных СССР).

Про многие руды, которые я не упомянул - да, такие есть. Проблема в том, что их добыча - от сотен тысяч до десятков миллионов тонн и на совокупный объем самосвальных карьерных перевозок они не влияют.

Про 2-3% - не надо суммировать доли по разным ПИ - представьте мне ХОТЯ БЫ ПРИБЛИЗИТЕЛЬНЫЙ расчет, где будет видно, что по суммарной добыче всех твердых ПИ в ТОННАЖЕ у России есть не то чтот бы 20-25, но хотя бы 15% мирового объема.

Про БелАЗ - 30% - это,скорее всего, официальные данные БелАЗа из пресрелизов, растиражированные всеми, ибо других источников на русском языке особо не наблюдается.
malchish_org
15 янв, 2007 09:53 (UTC)
"Директор Института горного дела УрО РАН В.Л. Яковлев на конкретных цифрах показал, что и при сегодняшнем кризисном снижении объемов добычи полезных ископаемых, доля Россия составляет до 14% общемирового горнопромышленного производства. Вместе с США, Китаем, Австралией, ЮАР и Канадой, Россия производит 2/3 мировой продукции твердых видов минерального сырья."

Доклад старый, 2000 года. Сейчас во время экономического подъёма доля добычи могла и повысится.
Это так, сказать, оценка. Тут надо учесть ещё, что большегрузы используют только на крупных месторождениях, а по ним Россия занимает существенно бОльшую долю. Кроме того, опять же надо учитывать, что большегрузы используются в основном для тяжёлых руд. И тут надо заметить, что:

Россия по месторождениям (половина из которых уже используется) занимает следующее место:

"металлы металлургического производства (Ni – 36%, Fe – 27%, Sn – 27%, Co – 20%, Zn – 16%, Pb – 12%.); агрохимические руды (калийные соли – 31%, первое место в мире, фосфаты –второе место)."
http://www.larouchepub.com/russian/events/2002/noosphere/rundqvist.html

В общем, я не вижу ничего невероятного в том, что около 20% процентов большегрузов используется в России.
the_lb
15 янв, 2007 10:49 (UTC)
По железу данные я уже приводил - около 6% добычи, по никелю - 21, но его добывается в 200 раз меньше, чем железа, калийные соли - мы на 2-м месте по добыче, но их добыча - 6 млн. тонн в РФ также не делает погоды в общей мировой добыче ПИ (ок. 7 млрд. т. в год), по свинцу у меня есть данные о 5% а не 12% (по ДОКАЗАНЫМ запасам), по производству мы не входим в 3 лидеров, хотя у третьего места всего 8,7%, по олову в 1999 году у нас было 2,5%, даже если в 2 раза увеличили добычу - не спасает. по добыче кобальта Россия на 4-м месте с 12%, но его сумарная добыча - 28 ТЫСЯЧ тонн.

Нецелесообразность сравнения объемов добычи и запасов можно увидеть например при сравнении данных о лесных ресурсах РФ (25%) и доле в мировой заготовке - 8%, что же в отношении руд - то в РФ сейчас не разрабатываются никакие руды, кроме золоты и серебра в Восточной Сибири и на ДВ, которые занимают болшьшую часть территории.
malchish_org
16 янв, 2007 09:43 (UTC)
Уважаемый, я уже сослался на доклад директора Института Горного Дела. Он назвал цифру в 14% от общего мирового объёма горнопромышленного производства. Думаю туда не входит нефть и газ. Остановимся на этой цифре? Итак 14% от общего объёма. Теперь что надо ещё учесть? Открытый способ добычи. Оказывается в мире открытым способом добывается только 75% руд. А у нас - 91%! Белазы - это карьерный транспорт. Соответственно их нам надо все же больше 14%. На несколько процентов.
Далее. Не все руды требуют большегрузов. Соответственно и тут возможна коррекция цифры 14% в ту или иную сторону (не обязательно на повышение).
Далее. Только на крупных месторождениях выгодно использовать большегрузы. По ним опять Россия выдвигается вперёд. Не могу сказать, на сколько, цифр нет...
И, наконец, сами добывающие компании определяют конкретную связку эксковатор-самосвал для своей деятельности. Многие компании на западе возможно чаще предпочитают среднегрузы большегрузам. Экономический эффект ведь можно по разному считать? Возможно 5-10 среднегрузов получается иногда эффективнее одного большегруза. Массовой закупкой оно дешевле получается...
В общем, я не вижу ничего невероятного в том, что доля России по потреблению большегрузов близка к 20%. Возможно это осталось ещё от СССР с его централизованной экономикой, когда экономические риски не учитывались...
И, в конце концов, я не исключаю возможность приукрашивания данных белорусской стороной. Но даже если они немного их приукрасили (скажем не треть, а четверть рынка они контролируют), это тоже неплохо. Белаз и в советское время выпускал хорошие машины. А теперь им просто нельзя выпускать плохие. Потому что плохие НЕ КУПЯТ. Думаю, что на этом надо закончить...